Абдулина Елена Михайловна

Консультация для воспитателей "Музыкотерапия"

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физи­ческое состояния человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаива­ет. Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки. Специально подобранные мелодии сни­мают гнев и досаду, улучшают настроение.

В конце прошлого века И. Р. Тарханов своими исследо­ваниями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способ­ствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Раздражающая музыка дает противоположный эффект. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и так далее.

Музыка действует избирательно: в зависимости от ха­рактера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и форте­пиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Самый большой эффект от музыки — это профилакти­ка и лечение нервно-психических заболеваний. Она сни­мает меланхолию, последствия депрессий и стрессовых состояний. Если верить библейской легенде, то царя Сау­ла уберегли от приступов безумия, — как вы думаете, чем? Игрой на арфе! По признанию известной француз­ской писательницы Жорж Санд, музыка лечила ее зна­чительно эффективнее, чем доктора.

Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; усыплять или вызывать приток энергии, будора­жить, создавать напряжение, вызвать агрессивность.

Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Она, как горный обвал, обрушива­ется на человека, подавляет нервную систему, увеличи­вает содержание адреналина в крови, вызывает стресс.

Музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена ока­зывает удивительное антистрессовое воздействие. В раз­витых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла в жизни человека достойное место. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиа­стам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее лекарство» самостоятельно. Таким образом, нетрадиционные методы лечебной педагогики действитель­но помогают человеку.

Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите вый­ти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музы­ку. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток как бы захватит вас и унесет проблемы.

Многими исследователями подчеркивается необходи­мость дифференцированного подхода к выбору музыкаль­ных произведений для расслабления, отдыха или для повышения тонуса и работоспособности. Приводятся ха­рактеристики музыкальных произведений, отражающих определенные эмоциональные состояния человека.

Серьезные исследования по данному вопросу были про­ведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомо­гательных средств общения, пожалуй, самым действен­ным и организующим является музыка. Восприятие му­зыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года. Музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту че­ловека, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать ко­ординацию движений.

Цель занятий с использованием музыкотерапии состо­ит в создании положительного эмоционального фона; сня­тии фактора тревожности, возникающего у данного кон­тингента детей вследствие резкого изменения социально­го и личностного статуса; стимуляции двигательных фун­кций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощу­щений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.

В последнее время музыкотерапию выделяют как са­мостоятельное направление в психотерапии, где она вы­полняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают ос­новные пункты тренировочных программ (Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, 1985).

Наиболее важными для детей-логопатов являются тре­нировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вер­бальных и невербальных коммуникативных навыков, вос­питание волевых качеств, выдержки и способности сдер­живать аффекты, развитие общей тонкой моторики и ар­тикуляционной моторики.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нерв­но-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентаци­ей традиционных занятий.

Музыкальная ритмика широко используется при ле­чении двигательных и речевых расстройств (тиков, заи­кания, нарушений координации, расторможенности, мо­торных стереотипов), при коррекции недостаточного пси­хомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С дошкольниками она проводится в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнасти­кой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряю­щемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыку используют и в самостоятельной работе, ког­да нет речевого общения. Исключение — мелочтение (чте­ние под музыку), которое эффективно при заикании. Гром­кость звучания строго дозирована. Звук не должен быть громким или чрезмерно тихим.

Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требуют творческого сотрудниче­ства с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных ис­точников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятель­ность. Так, определены механизмы положительного влия­ния музыки на учебную деятельность, повышение мотива­ции учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Музыкотерапия содержит систему разнообразных диф­ференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным обра­зом модифицированы в соответствии со спецификой рече­вого нарушения.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Она способствует улучшению эмоционального состо­яния детей; повышает качество движений (развивают­ся выразительность, ритмичность, координация, плав­ность, серийная организация движений); содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, пред­ставлений; стимулирует речь; нормализует ее просоди­ческую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и др.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится всем детям;

2) лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;

3) продолжительность прослушивания должна состав­лять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капели, тор­жественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

 

1 августа 2018 в 04:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.